Эффективное чтение

Наш постоянный автор Михаил Халецкий поделился размышлениями о принципах, которые помогают ему усваивать информацию из книг.
Он выделил четыре главных шага, о которых расскажет в этой статье.




Скорочтение — это прикольно.

Трудно найти человека, которого не обрадовала бы перспектива за неделю-другую поглотить все те десятки книг, что годами накапливались на полках.
Вот только есть проблема. В основе многих популярных методик скорочтения лежит опасный подход: пролистывать, не прочитывая целые страницы, разделы, иногда даже главы. Учитывая всё то, что я узнал про эту методу как с теоретической, так и с практической точки зрения, у меня возник вопрос:

какой смысл тратить время на книгу, в которой ты пропускаешь целые куски?

На мой взгляд — никакого.

Поэтому эта статья, изначально запланированная как “статья о скорочтении”, трансформировалась в описание «метода четырёх “Пэ”» — четырёх принципов эффективного чтения заведомо хороших нон-фикшн книг.

Так что эта статья — для тех людей, которые согласны с утверждением «полезную книгу читаем от корки до корки».
Перед тем, как приступить к перечислению принципов, позвольте сделать два дисклеймера: во-первых, принципы вполне можно было бы назвать шагами — они выполняются последовательно. Во-вторых, если принципы-шаги 1 и 2 подходят для любого типа литературы, то 3 и 4 — уже больше для нон-фикшн текстов, как то: науч-поп, труды по саморазвитию и повышению профессиональных навыков.
А теперь — к самим принципам.

1) Подготовиться

Не знаю, как в ваши школьные годы, но у нашего класса расписание часто было таким, что уроки алгебры частенько выпадали сразу после физкультуры.
И если мы почти всё занятие перед математикой гоняли в футбол, то на математику приходили распаренные, краснощёкие, шумливые. В таких случаях учительница была вынуждена осаживать нас с особой строгостью, ну а я снова и снова отмечал за собой трудности в концентрации. Аналогичный негативный эффект возникал и в том случае, если трудный предмет — вроде той же алгебры — был в самом конце учебного дня: интеллектуальные силы на исходе, сфокусироваться на новой информации жуть, как трудно, а вся сила воли выдохлась ещё на предыдущих занятиях.

Что к сложным урокам в школе, что к чтению, надо подходить подготовленным. И в контексте наших с вами принципов, самый первый из них — «подготовиться» — означает «не быть уставшим». Ваш разум должен быть в тонусе и освобождённым от остаточных переживаний.

И вы сами должны быть отдохнувшими — тогда будете готовы читать.
Заметим: “лёгкую” развлекательную литературу вроде детективов и трудов Кинга можно читать при почти любой степени усталости. А вот за «Ружья, микробы и сталь» лучше приниматься на свежую голову.

2) Погрузиться

Продолжаем школьную метафору, теперь — в контексте контрольной по алгебре.
Вам предстоит за 40 минут решить не один десяток сложнейших примеров. Это лишь второй урок за день и он не после физкультуры, поэтому вы сейчас свежи и сосредоточены.
Но вот незадача: в вашу спину постоянно тыкают ручкой и что-то шепчут сзади — это Кирюха просит подсказать, какой ответ в третьем, девятом, двенадцатом пунктах…
Как результат — вы не отдаётесь решению примеров целиком, а постоянно отвлекаетесь. Не концентрируетесь на выведении правильного ответа, а сбиваетесь и допускаете ошибки. В результате — вместо (как минимум!) четвёрки, за контрольную и вы и Кирюха получаете по трояку.

Откажитесь от отвлечений.
Тихое чтение
Найдите тихое место, в котором вас не достанут. Отключите push-уведомления на телефоне (а можно и звук). И отдайтесь процессу чтения целиком.

Так вы глубже погрузитесь в мир отдельно взятого литературного труда. А Кирюхе (как и всем остальным) ответить можно и позже.



3) Помечать

Обратите внимание: если два предыдущих пункта были озаглавлены глаголами совершенного вида, то этот и следующий — несовершенного.

Этим я хочу подчеркнуть: выделение главного из текста — равно как и дальнейший пересказ этого главного — должно практиковаться с особой регулярностью.

Теперь про сам процесс “помечания”. Делать пометки можно как в устной, так и в письменной форме. В первом случае — отводя взгляд от текста после особо занимательного факта и проговаривая этот самый факт вслух. Что же касается текста, то здесь я расскажу про свои инструменты для записи: если читаю за компьютером, то делаю пометки в Evernote. Если вдали от ЭВМ — связка «Google Keep» + «Google Docs» (в этом году появилась возможность их синхронизировать).
На мой взгляд, идеальный вариант — комбинировать оба подхода.

Записываете ли вы, проговариваете ли вслух — всегда старайтесь переформулировать мысль собственными фразами.

Не надо заносить все идеи слово в слово. Тут примерно как в школе с изложениями — должно быть близко к тексту, однако формулировки могут быть вашими собственными. В нашем же случае — они должны быть вашими собственными. Это пойдёт на пользу запоминанию.

4) Пересказывать

Финальный пункт, казалось бы, никак не завязан на чтении — здесь уже происходит прощание с книгой и выход на общение с близкими и друзьями. Однако он критически важен.

Я убеждён: если вы читаете для развития. Если вы хотите обогатить себя знаниями, то надо брать и пересказывать.

Вычитали интересный факт из истории России // секрет раннего пробуждения // полезный лайфхак по редактуре текста? Поделитесь им с человеком, которому это может быть хоть мало-мальски интересно.

Пересказывайте и запоминайте
А потом найдите ещё двоих — и поделитесь с ними тоже.

Что же касается отсылки к школьным годам в этом пункте, то здесь я предложу вам вспомнить тех учителей, на уроках которых вы действительно чему-то научились. Полагаю, то будут педагоги, часто вызывавшие учеников к доске и заставлявшие их пересказывать прочитанный // выученный материал. Именно благодаря им в нашей голове хоть что-то, да откладывалось.



И напоследок.

Если вам претит сама мысль оказаться в числе людей, которые хвастаются десятками прочитанных за год книг и при этом не в состоянии вспомнить ни одной из описанных в этих книгах идей — скорее пользуйтесь нашими принципами.
С ними ваше чтение станет более эффективным.
А какие вы используете лайфхаки для чтения?
Смело делитесь в комментариях!
Автор

Автор: Михаил Халецкий

Михаил Халецкий - книжный видеоблогер. Пишет для BeautyRobot о личной эффективности и нон-фикшне в целом. Любит свою жену, обеих кошек и Франца Кафку.