02/08/2017, 17:08
Скорочтение — это прикольно.
Трудно найти человека, которого не обрадовала бы перспектива за неделю-другую поглотить все те десятки книг, что годами накапливались на полках.
Вот только есть проблема. В основе многих популярных методик скорочтения лежит опасный подход: пролистывать, не прочитывая целые страницы, разделы, иногда даже главы. Учитывая всё то, что я узнал про эту методу как с теоретической, так и с практической точки зрения, у меня возник вопрос:
На мой взгляд — никакого.
Так что эта статья — для тех людей, которые согласны с утверждением «полезную книгу читаем от корки до корки».
Перед тем, как приступить к перечислению принципов, позвольте сделать два дисклеймера: во-первых, принципы вполне можно было бы назвать шагами — они выполняются последовательно. Во-вторых, если принципы-шаги 1 и 2 подходят для любого типа литературы, то 3 и 4 — уже больше для нон-фикшн текстов, как то: науч-поп, труды по саморазвитию и повышению профессиональных навыков.
А теперь — к самим принципам.
1) Подготовиться
Не знаю, как в ваши школьные годы, но у нашего класса расписание часто было таким, что уроки алгебры частенько выпадали сразу после физкультуры.
И если мы почти всё занятие перед математикой гоняли в футбол, то на математику приходили распаренные, краснощёкие, шумливые. В таких случаях учительница была вынуждена осаживать нас с особой строгостью, ну а я снова и снова отмечал за собой трудности в концентрации. Аналогичный негативный эффект возникал и в том случае, если трудный предмет — вроде той же алгебры — был в самом конце учебного дня: интеллектуальные силы на исходе, сфокусироваться на новой информации жуть, как трудно, а вся сила воли выдохлась ещё на предыдущих занятиях.
И вы сами должны быть отдохнувшими — тогда будете готовы читать.
Заметим: “лёгкую” развлекательную литературу вроде детективов и трудов Кинга можно читать при почти любой степени усталости. А вот за «Ружья, микробы и сталь» лучше приниматься на свежую голову.
2) Погрузиться
Продолжаем школьную метафору, теперь — в контексте контрольной по алгебре.
Вам предстоит за 40 минут решить не один десяток сложнейших примеров. Это лишь второй урок за день и он не после физкультуры, поэтому вы сейчас свежи и сосредоточены.
Но вот незадача: в вашу спину постоянно тыкают ручкой и что-то шепчут сзади — это Кирюха просит подсказать, какой ответ в третьем, девятом, двенадцатом пунктах…
Как результат — вы не отдаётесь решению примеров целиком, а постоянно отвлекаетесь. Не концентрируетесь на выведении правильного ответа, а сбиваетесь и допускаете ошибки. В результате — вместо (как минимум!) четвёрки, за контрольную и вы и Кирюха получаете по трояку.
Так вы глубже погрузитесь в мир отдельно взятого литературного труда. А Кирюхе (как и всем остальным) ответить можно и позже.
3) Помечать
Обратите внимание: если два предыдущих пункта были озаглавлены глаголами совершенного вида, то этот и следующий — несовершенного.
Теперь про сам процесс “помечания”. Делать пометки можно как в устной, так и в письменной форме. В первом случае — отводя взгляд от текста после особо занимательного факта и проговаривая этот самый факт вслух. Что же касается текста, то здесь я расскажу про свои инструменты для записи: если читаю за компьютером, то делаю пометки в Evernote. Если вдали от ЭВМ — связка «Google Keep» + «Google Docs» (в этом году появилась возможность их синхронизировать).
На мой взгляд, идеальный вариант — комбинировать оба подхода.
Не надо заносить все идеи слово в слово. Тут примерно как в школе с изложениями — должно быть близко к тексту, однако формулировки могут быть вашими собственными. В нашем же случае — они должны быть вашими собственными. Это пойдёт на пользу запоминанию.
4) Пересказывать
Финальный пункт, казалось бы, никак не завязан на чтении — здесь уже происходит прощание с книгой и выход на общение с близкими и друзьями. Однако он критически важен.
Вычитали интересный факт из истории России // секрет раннего пробуждения // полезный лайфхак по редактуре текста? Поделитесь им с человеком, которому это может быть хоть мало-мальски интересно.
Что же касается отсылки к школьным годам в этом пункте, то здесь я предложу вам вспомнить тех учителей, на уроках которых вы действительно чему-то научились. Полагаю, то будут педагоги, часто вызывавшие учеников к доске и заставлявшие их пересказывать прочитанный // выученный материал. Именно благодаря им в нашей голове хоть что-то, да откладывалось.
И напоследок.
С ними ваше чтение станет более эффективным.
Смело делитесь в комментариях!