Литература для женщин

Когда люди говорят о женской литературе, в их голосе часто слышится что-то вроде пренебрежения: легкое, мол, чтиво, несерьезное, предназначенное быть где-то между кюхе, киндер и кирхе, походя, чтобы прочитать отрывок за чашкой кофе — и не думать.
Женская литература существует, по крайней мере — в постсоветском пространстве, как нечто почти маргинальное, находящееся на периферии литературного мира: бульварные романы вроде всех оттенков розы, легкая эротика, сентиментальные истории про девиц в беде (со времен господства готического романа — самый ходовой сюжет), заметки мудрых стерв, детективы о домохозяйках, распутывающих сложные дела по дороге в салон красоты, в крайнем случае — фэнтези без особых претензий на идею или продуманность вымышленных миров.





О женской литературе принято говорить свысока, приписывать ей нелогичность, эмоциональность, акцент на идее обретения простого, домашнего, «женского» счастья (в то время как настоящая литература говорит о высоком и непостижимом). Женщина, которая хочет писать сильно, должна обладать «мужским пером», иначе она рискует остаться лишь ребенком, который играет, подражая взрослым. Потому что женщина как таковая не может создать ничего серьезного.

Конечно же, на самом деле это совсем не так.

В так называемых литературных канонах (то есть — списках книг, признанных чем-то вроде обязательного чтения для образованного человека) очень мало женских имен.
Это связано с тем, что долгое время женщина, пассивная и невидимая, была лишена той свободы творческого самовыражения, которая доступна мужчине.
Во многом из-за этого, как считают исследователи гендерных проблем в литературе и искусстве, то, что создавалось мужчинами, закрепилось в сознании общества, как нейтральное, общечеловеческое и, соответственно, нормальное. А вот то, что отходит от нормы, считается неправильным, поэтому женское творчество воспринимается как нечто маргинальное, «другое» по отношению к мужскому, признанному нормой. Кроме того, долгое время предназначение женщин было сосредоточено вокруг очага, частной жизни, и это во многом определило тематику и другие особенности тех произведений, которые были созданы женщинами (и, конечно, терялось и обесценивалось на фоне более открытого, всеохватывающего мужского искусства).

Таким образом, неравенство мужчин и женщин в истории мировой литературы происходит не из неумения последних что-то создавать, это лишь следствие культурных и социальных особенностей прошлых эпох.

Женская литература сегодня является объектом академических исследований: особенности женского письма, проблема с определением «женственности», выбор тем и жанров, женские имена в истории, Путь Героини в сюжетах, написанных женщинами, женщина как читатель — все это находится где-то там, в научном дискурсе, за пределами рассуждений о легкости и несерьезности. Даже если речь идет о легком и несерьезном.

Разбираемся в женской литературе

Если попытаться как-то классифицировать, что же входит в понятие «женская литература», то при максимальном упрощении мы получим три категории.



Литература для женщин

Женская литература — это литература для женщин, часто сосредоточенная на чисто «женской» проблематике, темах, сюжетах, идейных акцентах. Такая литература не обязательно нишевая (т.е. пользующаяся спросом у весьма конкретной аудитории) или низовая, она может существовать как среди легких развлекательных жанров, так и среди литературы иного порядка (в книгах Дины Рубиной, Марины Степновой, Марии Галиной много «женского», частного, камерного). И, конечно, для женщин пишут не только женщины: книги Эльчина Сафарли, Рината Валиуллина или Олега Роя ориентированы именно на женскую аудиторию, у Андре Моруа есть «Письма незнакомке» — сборник заметок и наставлений, адресованный молодой девушке.

Литература созданная женщинами

Женская литература — это литература, созданная женщинами: от Анны Радклифф и Жорж Санд — до Айрис Мердок и Дафны Дюморье, от Дарьи Донцовой — до Татьяны Толстой, от Джейн Остин — до Сюзанны Кларк. Много ли общего у всех этих имен? У аудитории этих авторов? У самих книг? Тонкие, ироничные романы Джейн Остин читают и мужчины, и женщины, «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк — интеллектуальная постмодернистская игра в английскую литературу, Айрис Мердок написала книги, главными действующими лицами которых были мужчины. Отдельной строкой идут авторы, пол которых скрывает псевдоним (да, Макс Фрай — это женщина).

Литература про женщин

Женская литература — это литература про женщин. Сюда относятся как многочисленные биографии известных женщин, документальная литература или публицистика, а также художественные книги, в которых поднимается некая проблема, связанная с местом женщины в мире или ее ролью в истории. «Яма» Куприна или «Багровый лепесток и белый» Мишеля Фейбера — книги о проституции, в «Смилле и ее чувстве снега» Питера Хёга тонко раскрывается внутренний мир необычной женщины, находящейся где-то на границе двух миров, цикл Генри Лайона Олди про Регину ван Фрассен — это тоже история женщины.

Таким образом, «женское» в литературе оказывается очень широким понятием и включает в себя не только женские книги или книги, написанные женщинами.

Наверное, ярче всего любые различия проявляются на низовом уровне — в сфере жанровой, массовой, развлекательной литературы (что, конечно, не является синонимом литературы плохой). Это легко объясняется тем, что развлекательная литература всегда имеет определенную целевую аудиторию, своего собственного потребителя, который заинтересован в получении узнаваемого, привычного ему продукта. На этом уровне литературы все становится немного гротескным: больше драмы, острее сюжет, более четкое деление на черное и белое, больше типичных черт в образе героя, чтобы читателю легче было резонировать с ним.

Очень часто аргументом в поддержку несерьезности женского текста становится существование жанра любовного романа и его многочисленных мутаций (любовное фэнтези, романтическая фантастика, детективы с любовной линией).





Но, конечно, этот аргумент теряет свою убедительность, если напомнить, что рядом с любовным романом легко поставить один из жанров, ориентированных на мужскую аудиторию: крутой детектив, зомби-боевик или имперскую фантастику (это такой жанр попаданческой фантастики, где герой из нашего времени попадает, к примеру, в эпоху Петра Первого и помогает наводить в стране порядок). Это не разница в качестве, это лишь разница в выборе игрушек, основанная на личных предпочтениях, которые далеко не всегда находятся в прямой зависимости от биологического пола человека.

Женщина в литературе

Еще одна форма существования женщины в литературе — это женщина-читатель. Согласно сложившемуся стереотипу, девочки любят читать больше мальчиков, а мальчики, если читают, то обычно берут в руки что-то серьезное, общечеловеческое и, наверное, практически полезное — выше уже было про «нормальность» и «нейтральность».

Есть некая доля снобизма и мизогинии в том, что женщина-читатель сама начинает отрицать «женское» в литературе, которую она выбирает, стремясь читать, как мужчина (как некоторые писательницы пытаются выработать «мужской почерк»), потому что именно это и есть показатель хорошего литературного вкуса.

Литература — широкое понятие, у нее много функций, и здесь сложно говорит о правильности или неправильности выбора. Истории о девах в беде, прочитанные в нужное время, принесут точно такую же пользу, что и философский многостраничный роман, и самое страшное, что может случиться, это потеря удовольствия от чтения и скука.

На мой взгляд, хороший литературный вкус имеет больше общего с осознанностью читателя и пониманием, что и зачем читать, чем с полом автора книги или с отрицанием любой ценности конкретных жанров.
Автор

Автор: Мария Покусаева

Мария Покусаева - книжный блогер, сторителлер, филолог. Любит говорить о книгах как предмете искусства и развлечении. Интересуется историей повседневных вещей, английской литературой и архетипами массовой культуры.