Выступления на публике

Наш постоянный автор Михаил Халецкий даёт несколько советов о том, как поставить речь, как начать уверенно говорить и как чуть лучше себя чувствовать при общении.
Определение из Википедии гласит: «Риторика — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие»





Но вот вопрос: как проникнуться этим искусством? Где прочесть эти правила? Как обзавестись красноречием?

ОТВЕТ — ПРАКТИКА.

Но это — так, общая рекомендация.
Можете открыть любого автора по мотивации, и он вам выдаст прямо в лицо порцию just-do-it’ов в стиле Шайа Лабафа

Мотивация

Мне же хотелось бы дать ответ чуть более узкий: чтобы сделать речь красивой, нужна _продолжительная_ практика в _непростых_ условиях.

Публичные выступления

Для подтверждения — 2 истории

История номер раз.

Московские помещения DigitalOctober. IT-шное мероприятие по мобильной разработке. Я в качестве представителя фирмы, на которую в то время трудился, брожу по территории ивента, знакомлюсь с коллегами по компьютерное сфере, собираю в кармашек одну за другой визитки, раздаю свои. Периодически подзаправляюсь стаканами кофе гаргантюанских размеров.
Осознав в какой-то момент, что подустал от нескольких часов хождения по стендам, захожу в самый крупный зал и усаживаюсь на дальний ряд.
Только я успел разместиться и краем глаза приметить, что зал наполнен аж на половину (всё больше — спереди), как со сцены донеслись слова «А сейчас с рассказом о своём хакатоне выступят представители Сбербанка…» И действительно — вышли. И если один из них не представлял из себя ничего особенного, то второй выступавший сразил меня наповал. Простой, но элегантно сидящий чёрный пиджак, белая рубашка, добродушное лицо и фигура постоянного посетителя качалки. Но главное — то, как он выступал.



Его энергетика.
Его подача.
Его способность увлечь зал так, что вся аудитория (даже те, кто, как и я, пришёл просто отдохнуть и немного повтыкать в телефон) отрывалась от своих девайсов и внимала, не в силах оторвать глаз.

…Когда их лекция закончилась, я, обходя всяких пиарщиков да спецов по поиску клиентов, добрался до “Чёрного пиджака” и спросил: «Расскажите, как вам удалось так сильно прокачаться в публичных выступлениях?» Ответом — сразу после стандартных, но таких уместных благодарностей — была история. История о том, как “Чёрному пиджаку” однажды на протяжении нескольких недель (а то месяцев!) пришлось ежедневно, по нескольку часов, продавать совершенно незаинтересованным людям — кажется, что-то там насчёт бизнесменов в аэропорту — некие услуги, которые всем этим потенциальным покупателям не особенно-то были и нужны.
Но “Пиджак” — продавал. Поначалу, может, и не очень успешно, однако именно эту свою практику — долго, и незаинтересованным — он и назвал причиной крутого скилла в публичных выступлениях.

История номер два.

Интервью Михаила Халецкого с Эрнесто Заткнитесь

Один из самых литературно-одарённых баттл-рэперов России приехал в мой родной Брянск. Концерт закончился, вопросы для интервью — тоже, и упаковывая в чехлы штатив с камерой я решился задать тот же вопрос: «Откуда такой скилл публичных выступлений?» (кажется, было с моей стороны ещё и какое-то уточнение про источники харизмы, но это не точно).

Поначалу герой того вечера дал мне ответ-отговорку — будто бы засмущался, сказал, что не так уж и круто прокачан в этих делах, но в конце концов я добился своего: «Да ты понимаешь, я как-то подрабатывал по вечерам, в одном кинотеатре развлекал публику юмористическими скетчами. А они такие унылые иной раз были — приходилось выкручиваться».

Вот вам и пожалуйста: снова относительно долгий период (точно не единичные случаи) и снова же необходимость делать чуть больше, чем требовалось бы при обычных условиях: увлекать своим юмором, жестами, да хоть пантомимой тех зрителей, которые не сильно-то заинтересованы в тебе и в твоих выкрутасах.




Но почему же это работает? Всё просто:

Если вы научитесь работать с аудиторией, которой на вас наплевать, то сможете увлечь своей речью кого угодно.

Под “кого угодно” я имею в виду и обширную аудиторию, и нескольких подруг в баре за бокалом красного, и ранее не очень-то заинтересованного в вас коллегу. Главное, не забывайте и про самую базовую рекомендацию: практика, практика и ещё раз практика.
И всё обязательно придёт =)

Автор

Автор: Михаил Халецкий

Михаил Халецкий - книжный видеоблогер. Пишет для BeautyRobot о личной эффективности и нон-фикшне в целом. Любит свою жену, обеих кошек и Франца Кафку.