Сибирь игра

В далеком 2002 году увидела свет компьютерная игра «Syberia», в русской локализации – «Сибирь». И сразу же она полюбилась многим игрокам настолько, что до сих пор, спустя пятнадцать лет, ее помнят, любят и время от времени снова запускают поиграть. В 2004 году вышло продолжение истории, а совсем недавно наконец-то была выпущена долгожданная третья часть, о которой последние десять лет ходили слухи и легенды.
Множество игроков не могли поверить глазам и ушам, что многолетнее ожидание близится к концу, и гадали, чем же теперь удивит их создатель серии, бельгиец Бенуа Сокаль.

Автор: Маша Жем


Вообще-то такой игровой жанр как квест, или point&click adventure, никогда не был самым популярным среди прочих, исключая разве что девяностые годы. В начале же двухтысячных жанр, наоборот, переживал свой упадок, мало кто хотел играть в квесты, когда технологии доросли до достаточно красивых и качественных экшн-игр.

Но «Сибирь» не просто выделилась среди прочих, а заняла какое-то особое место в сердцах своих поклонников, откуда ее уже ничто не вытеснит.





Попробуем разобраться, в чем же ее секрет.

Игра начинается со вступительного ролика. Дождик стучит по мостовой: тоскливо, но уютно. На дороге появляется странная фигурка: неловко вышагивает, стуча по барабану, игрушка в человеческий рост. Из его спины торчит заводной ключик. За барабанщиком лошадь тянет повозку-катафалк с таким же как будто игрушечным кучером, а следом маршируют в ногу понурая железная свита с черными зонтами и во фраках. Вся процессия степенно проходит мимо изумленной Кейт Уолкер, главной героини игры, и скрывается за воротами кладбища.

Пожалуй, главный секрет очарования «Сибири» — это сочетание необычного сюжета и того сорта наивной романтики, который и не слишком сладок, и не горек.

По сути история Кейт – это история погони за мечтой.

Молодой юрист в крупной корпорации, она приезжает в крохотный провинциальный городок в Альпах, чтобы подписать документы о продаже фабрики Форальбергов. Рутинное задание оборачивается приключением, когда Кейт выясняет: хозяйка фабрики скончалась и в предсмертном письме сообщила, что жив наследник, ее младший брат, которого считали мертвым.



На самом деле много лет назад Ганс Форальберг, из-за травмы в детстве навсегда оставшийся как будто бы ребенком, бросился за своей мечтой – найти настоящих мамонтов. Ганс – гениальный изобретатель, создатель множества так называемых автоматов. Это роботы, но в них не используются современные технологии, они работают на основе заводных механизмов. На фабрике Форальбергов Кейт встречается с разумным автоматом, машинистом и очаровательным педантом Оскаром.

Иллюстрация — http://frozenmudcrab.deviantart.com/

В его компании она отправляется в неизвестность на поезде Форальбергов, по следам давно пропавшего Ганса. Скучную американскую жизнь, натянутые отношения с близкими, нелюбимую работу – все это она оставляет за спиной, почувствовав вкус приключений.

Кейт путешествует по маленьким полузаброшенным полустаночкам, где как следы на снегу встречаются автоматы – изящные и странные творения Ганса. Она как будто попадает в прошлое, в особый законсервированный мирок, куда не доносится тяжелая поступь стремительного прогресса.



Романтика железной дороги, легкий стимпанк, воплощенный в автоматах Форальберга, и наивные, но такие обаятельные персонажи – вот что сопровождает игрока на всем протяжении «Сибири».

Люди, которых встречает Кейт по дороге, всегда немного карикатурные, преувеличенные, но невыразимо милые. История, конечно, не похожа на настоящую жизнь, но она похожа на нашу мечту о том, какой эта жизнь могла бы быть. Чтобы и горький пропойца смог исполнить мечту стать летчиком-испытателем, и пожилая дива смогла отбросить прочь годы и вновь заблистать на сцене.

Говоря о достоинствах игры, не могу не упомянуть русскую озвучку, которая для игроков русскоязычного сегмента стала еще одним поводом полюбить «Сибирь». Прекрасный подбор актеров, талантливая игра – благодаря этому даже третьестепенные персонажи получились запоминающимися.

Например, Феликс Сметана, служитель в отеле на полузабытом российском курорте, в оригинале напоминает скучноватого дворецкого и ничем особо не выделяется, а в нашей локализации становится едва ли не самым ярким персонажем игры благодаря актеру озвучки Алексею Колгану, наделившему персонажа чудесным одесским говором и живой речью с кучей междометий.

Конечно, не сюжетом одним хороша «Syberia». В 2002 году игра радовала глаз приятной графикой, красивыми задними планами, которыми можно было отдельно любоваться. Музыкальное сопровождение тоже на высоте, легкие красивые мелодии идеально поддерживают атмосферу.

Кстати, так как значительная часть событий истории происходит в России, в игре можно услышать романс «Очи черные» в исполнении когда-то популярной оперной дивы Елены Романской – еще одной яркой второстепенной героини.

И наконец, игровой процесс тоже не подкачал. «Сибирь» отличалась достаточно логичным прохождением, которое при этом не назвать очевидным и простым. Игра заставляла поломать голову и побуждала пробовать разные варианты и идеи, но не было популярных в других квестах ситуаций, когда нужно соединить, условно, подушку с гаечным ключом, чтобы получить самодельную катапульту. А тема автоматов и изобретательства позволила органично встроить в игру парочку интересных головоломок.




Но все-таки «Сибирь» была не единственной красивой и логичной игрой в своем жанре, как и не единственным творением Бенуа Сокаля. Но запомнилась именно она, когда как другие квесты в то время частенько называли скучными и занудными. Значит, дело в первую очередь в сюжете – в истории, которая попала точно в цель.

Вторая часть, которая появилась на два года позже, продолжает историю Кейт Уолкер и рассказывает о путешествии Кейт и Ганса Форальберга в поисках мамонтов. Хотя сюжетно это та же самая история, игра ощущается уже несколько иначе. Очарование полустанков сменяется довольно «клюквенной» Россией, о которой у создателей было странное представление. Чего стоит только монастырь на горе, напоминающий скорее Хогвартс с куполами, и охотничий домик в глухом лесу – с резными наличниками на окнах, обставленный богаче, чем иные городские квартирки. Приключения становятся немного более абсурдными и резкими.

Появляются явные протагонисты, чего в первой части не было, Кейт мешали только какие-то локальные препятствия. А ближе к концу и логика прохождения начинает прихрамывать.
Тем не менее, это все та же погоня за мечтой и попытка выполнить невозможное.

Ганс Форальберг и на пороге смерти тянется к своей идее – увидеть мамонтов. Это история о храбрости, самопожертвовании и целеустремленности, поэтому ее легко полюбить почти так же сильно, как первую «Сибирь».

Вот почему, на мой взгляд, игра имела такой широкий успех, была обласкана как критиками, так и обычными игроками, и вот почему ее до сих пор не забыли. Что же касается «Сибири 3», она все эти пятнадцать лет призраком всплывала в новостях игрового мира и так же быстро исчезала.




Бенуа Сокаль за это время успел сменить место работы и вернуться к прежней команде. Одно время он заявлял, что история «Сибири» закончена. А фанаты и верили, и не верили: ведь логически сюжет действительно завершился, но в то же время в конце второй части мы оставляем Кейт в весьма неудобной ситуации, и непонятно, как же она выпутается. В 2009 году было все-таки объявлено, что работа над третьей частью началась, но потом эта шумиха угасла, и долгое время о «Сибири 3» не было вестей. Многие уверились, что проект заморожен и уже никогда не воплотится в жизнь. И вот, спустя много лет игра все-таки выпущена.

Тут-то и выяснилось, что, видимо, мои представления о достоинствах «Сибири» расходятся с представлениями самого Бенуа Сокаля. Ну а судя по тому, как игру приняло игровое сообщество в первую же неделю продаж, многие согласились бы скорее со мной, чем с создателем серии. В третьей части не осталось совсем ничего от той романтики, от уникальной истории, от героев, которым хочется сопереживать. Но это уже совсем другая история, которую не хочется рассказывать. Лучше еще раз запустить «Syberia» и отправиться в путешествие на заводном поезде – еще раз доказать, что даже самая безумная мечта сбудется, если это действительно огромная мечта.

Автор

Автор: Маша Жем

Маша Жем - замечательный книжный блогер и стример! Ее канал Zhem широко известен в русскоязычном книжном YouTube - комьюнити. Кроме того, Маша - активный автор книжного сообщества LiveLib, ее перу принадлежат более 600 рецензий.