Фильм и книга Жена смотрителя зоопарка

В апреле этого года были практически одновременно две премьеры: кинофильм и книга, посвященные одной теме, одной семье. Это «Жена смотрителя зоопарка», книга Дианы Акерман и фильм режиссера Ники Каро. Сегодня я хочу рассказать об обеих новинках: стоит ли читать? Или смотреть?
А может быть, и то, и другое?

Автор: Маша Жем

О Жабинских

Ян и Антонина Жабинские

Ян и Антонина Жабинские – это реальные личности, муж и жена, смотрители Варшавского зоопарка. В годы Второй мировой войны зоопарк был быстро расформирован, но Ян и Антонина до последнего старались уцепиться за возможность жить на территории зоопарка в своем родном доме, придумывали разные способы убедить оккупантов, что зоопарк нужен немецкой армии. Он превращался то в свиноферму, то в питомник пушных зверей. Жабинские так поступали отнюдь не из-за сентиментальных соображений: в их доме, а также в технических строениях на территории зоопарка семья укрывала десятки евреев.



Ян изобретал способы спасения евреев из варшавского гетто, Антонина заботилась об их благополучии, придумывала, как прокормить «гостей», как спрятать, чтобы немцы ничего не заподозрили.

При этом Жабинские постоянно рисковали жизнями, своими и своего сына, Рыся. Если бы их «еврейский приют» раскрылся, едва ли захватчики кого-либо бы пощадили.

Антонина Жабинская

И фильм, и книга рассказывают о подвиге Жабинских, акцентируя особое внимание на личности Антонины.

Ян работал с повстанцами, спасал евреев из гетто, помогал им с поддельными документами, но на плечах Антонины лежал не менее важный и совсем не легкий крест: прикрывать мужа, защищать сына, следить за настроением своих многочисленных домочадцев, уберегая их от черного отчаяния.

Антонина обладала каким-то особенным даром, интуицией, которая помогала ей находить общий язык с дикими зверями в зоопарке, и она же впоследствии не раз помогала найти подход к солдатам и отвести от своего дома беду.



О книге

Книга жена смотрителя зоопарка

На титульном листе значится, что «Жена смотрителя зоопарка» — это роман. Никаких противоречий с толкованием термина нет, только нужно учесть, что это нон-фикшн роман. То есть – без выдумки.

Он не просто основан на реальных событиях; рассказ Дианы Акерман строится только на фактах, которых ей удалось собрать из разных источников. В этом кроются и плюсы, и минусы книги.

Во-первых, плюс в том, что история достоверна, все это правда было, и читателю не придется разделять реальные сведения о Второй мировой войне и беспочвенные фантазии писателя. Конечно, скептический настроенный читатель всегда сможет обвинить в пустых выдумках если не автора, то хотя бы саму Антонину Жабинскую: Диана Акерман опирается в основном на ее дневники. Но для чего придумывать пожар, когда в твоем доме и так загорелись занавески? Все-таки вряд ли у Антонины оставались моральные силы на мрачные фантазии, когда ее окружали чудовищные реалии войны и холокоста.

Во-вторых, Акерман рассказала обо всем полнее и подробнее, чем могла бы написать Антонина в своих дневниках.

Все же автор использовала не только дневниковые записи Жабинской, но и интервью разных участников событий, и заметки других исторических личностей, а для большей детальности повествования она подробно изучила несколько книг о быте Польши.

Получившийся роман – это не история военных лет жизни Антонины Жабинской, это история Варшавского зоопарка, история гетто, военная история самой Варшавы.

Вместе с тем, строгое соответствие фактам и документам загнало Акерман в определенные рамки. В предисловии автор пишет, что не позволяла своим героям что-то почувствовать или подумать, если тому не было документального подтверждения. Из-за этого, увы, страдает эмоциональность изложения.

Акерман была ограничена в средствах выразительности, она не имела права акцентировать внимание читателя на переживаниях людей, не могла подобрать красивое образное сравнение, дать яркий эпитет – все это уже было бы художественным вымыслом, которому в данном романе не место.

Безусловно, голос самой Антонины Жабинской, ее опубликованные дневники звучали бы ярче и острее, чем такой, переработанный вариант с закавыченной прямой речью и аккуратными, сухими авторскими ремарками.

Кроме того, порой следование документам заставляло автора слишком углубиться в сторонние темы и обойти вниманием нечто важное. Трагические, страшные случаи, которых было немало, порой описаны буквально в паре строк, потому что, видимо, Антонина скупо рассказала о них в дневнике. А в художественном романе каждый из таких случаев мог бы стать кульминацией. Зато, например, описание коллекции жуков, которую один энтомолог собрал и оставил на сохранение Жабинским, занимает больше страницы. Коллекция затем сыграла немалую роль в судьбе семьи смотрителя зоопарка, но все-таки читателю не так уж важно, какие именно в ней были образцы.



О фильме

Фильм жена смотрителя зоопарка

Фильм гармонично дополняет книгу – как раз ее недостатки он может восполнить, в то время как книга уравновесит недочеты фильма.

Он также основан на реальных событиях, но режиссер обращается с этими событиями более вольно, не стремится рассказать историю как можно точнее и не отказывается от элементов вымысла.

Оно и понятно: фильм никак не может быть абсолютно правдивым, ведь придется создавать инсценировки и задействовать актеров вместо реальных Яна и Антонины Жабинских.

Писательница Диана Акерман и режиссер Ники Каро

Достучаться до зрительских сердец киноделам тоже проще: не нужно придумывать для Антонины выразительные фразы, которые она не записывала в дневник, достаточно просто показать, что происходило. Визуальная информация зачастую действует сильнее прочитанного в книге, поэтому от первых же кадров с погибшими в бомбежках животными или с перепуганными, голодными людьми слезы наворачиваются на глаза.

Режиссер Ники Каро внесла в сценарий фильма существенные изменения по сравнению с книгой. Так, Лутц Гек (Хек) по сюжету романа – немец, верный Гитлеру, который оказал немалое влияние на судьбу зоопарка и его обитателей, но все же это был лишь один эпизод жизни зоопарка из многих. В фильме же он стал явным антагонистом, и на конфликте Гека с Антониной и Яном держится, как на скелете, весь сценарий.

Кроме того, режиссер добавила любовную линию, которой нет в романе, и убрала многих действующих лиц и многие истории – рука не поднимется назвать эти истории сюжетными ветками, все же речь идет о реальных людях с очень непростой судьбой.

Например, Антонина Жабинская несколько лет на протяжении войны страдала болью в ногах и едва-едва вставала в постели. В фильме не стали портить утонченную красоту актрисы Джессики Честейн отечными ступнями. Она остается тонкой-звонкой и легкой, несмотря на всю тяжесть взваленной на ее плечи миссии.



Пожалуй, режиссер попыталась нащупать какой-то компромисс: добавить драмы, которой не хватает в романе, но и не уходить далеко от истины. Получившийся фильм в итоге можно назвать и недостаточно точным, и недостаточно внятным и зрелищными. Показали всего по чуть-чуть: немного удивительных отношений Антонины с животными, немного жизни гетто и спасенных, спрятанных евреев, немного деятельности повстанцев, немного семейных отношений. Коснулись всех сторон жизни Жабинских в военное время, но оставили ощущение недосказанности почти по всем пунктам.

Зато актерская игра производит неплохое впечатление. Не сказала бы, что образ Антонины из кинофильма – это точное попадание в образ Антонины из романа, но важные черты удалось передать.

Настроение книги – достаточно легкое и жизнеутверждающее для военной литературы – сохраняется и в экранизации, в поведении героев, в их стойкости. Фильм довольно темный и мрачный, в нем немало давящей тишины и страшных кадров, но все-таки авторы обошли стороной соблазн показать слишком много боли, отчаяния и страданий. Роман тоже не производит гнетущего впечатления.

Оба произведения повествуют в конечном счете не про смерть и ужас, а про надежду и жизнь, несмотря ни на что.

И у фильма, и у книги есть свои недочеты, но они оба рассказывают важную и правдивую историю, которую никак нельзя забыть или пропустить мимо ушей. Да, фильм и книга не самые выдающиеся и яркие сами по себе, зато история жены смотрителя зоопарка – это выдающийся и яркий подвиг, который возвращает нам веру в людей, и еще немного – в чудо. Не так важно, как именно вы узнаете эту историю; если хочется более эмоционального рассказа, лучше обратиться к фильму, если нужна точность в фактах – читайте книгу.

А может быть, и то, и другое.

Автор

Автор: Маша Жем

Маша Жем - замечательный книжный блогер и стример! Ее канал Zhem широко известен в русскоязычном книжном YouTube - комьюнити. Кроме того, Маша - активный автор книжного сообщества LiveLib, ее перу принадлежат более 600 рецензий.