09/08/2017, 15:32
Тем не менее, я точно так же верю в то, что ни знания основ анализа художественного текста, ни хорошая эрудиция ни в коему случае не будут помехой для вдумчивого читателя. Более того, такие вещи часто помогают под новым углом взглянуть на прочитанное, глубже понять авторский замысел, оценить тонкие намеки и отсылки. Правда, нет никакой надобности в погоней за этими тайными знаниями лезть в академические учебники.
1. Галина Юзефович «Удивительные приключения рыбы-лоцмана»
Галина Юзефович пишет о литературе. Правильнее всего назвать ее литературным критиком, но это определение вызывает в голове поток странных ассоциаций с чем-то суровым, безжалостным и неимоверное серьезным, а потому скучным. Статьи Юзефович при всей своей академичности совсем не скучны.
«Удивительные приключения рыбы-лоцмана» — сборник эссе, рецензий и статей о современной и не очень литературе: от «больших» Прилепина и Аствацатурова — до Наиля Измайлова с его страшной подростковой сказкой «Убыр» и «Дома, в котором» Мариам Петросян, одной из сильнейших книг, написанных на русском языке. От Лены Элтанг — до Харпер Ли и Уилки Коллинза.
К книгам и вообще.
2. Александр Генис «Уроки чтения. Камасутра книжника»
Книга Гениса — она тоже о литературе с любовью, но если «Удивительные приключения рыбы-лоцмана» — навигатор, то это, как точно подметил автор, что-то вроде учебника любви. Это — сборник эссе и заметок о том, как получать от чтения удовольствие. Не от того, что вы, такой умный, с книжкой сидите, хотя свое удовольствие в этом тоже есть.
«Уроки чтения» — это такой полу-диалог с умнейшим человеком, который от своего большого ума не возгордился и потому сам над собой кое-где подшучивает.
3. Томас Фостер «Искусство чтения. Как понимать книги»
Почти как «Уроки чтения», но от американца и чуть более научно (но все с той же иллюзией не лекции, но разговора).
В «Искусстве чтения» каждая из глав затрагивает какой-то авторский прием, какую-то эпоху или значимую тему, символ или архетип, а Фостер объясняет, что это, зачем и откуда оно взялось. Очень полезно, если у вас с литературой все серьезно.
4. Даниэль Пеннак «Как роман»
Если Генис и Фостер пишут о взаимоотношениях со чтением человека взрослого, то Пеннак — о детях. О тех самых детях, которым скучно, которые вместо того, чтобы быть хорошими и чистенькими и читать, бегут искать совсем других развлечений. О детях, которые упорно не хотят притрагиваться к «правильным» книгам из школьной программы.
О нашем любимом «нечитающем» поколении и о том, как научить их любить читать, не прибегая к насилию любого рода.
В центре методики (а это именно методика, не просто эссе или заметки) — эксперимент автора, который он провел в неблагополучном классе: чтобы привлечь детей к чтению, просто начал читать им «Парфюмера», естественно, не дочитывая. Главная мысль, наверное, заключается в том, что невозможно научить ребенка любить то, что ты сам не любишь. Невозможно вызвать интерес методом кнута и пряника. Сложно понять то, чего не понимаешь, а никто не хочет объяснить.
5. Катарина Маренхольц «Литература! Кругосветное путешествие по миру книг»
Я очень не люблю книги-энциклопедии с крошечными, лишенными авторской интонации заметками, микроскопическими портретами авторов и порой сомнительной информацией о предмете. Поэтому в этой подборке только одна книга, которая ближе к справочнику, чем к сборнику эссе.
У нее отличная структура, которая работает на идею автора: дать системные знания, одновременно вызывая у читателя интерес и повышая его эрудицию.
История начинается почти с самого начала — с «Божественной комедии» Данте, и доходит до наших дней. Автор рассказывает об основных тенденциях и течениях (в контексте эпохи, конечно), о знаковых писателях и их произведениях, легко и понятно описывает литературный канон. Все — с любовью и юмором.
В самом низу страницы — временная шкала, на которую можно поглядывать, чтобы понимать, что еще происходило в упомянутую эпоху.
А еще тут забавные картинки, карикатуры, вставки с фактами и прочая милая мишура, которая не мешает, но помогает.
Немного обидно, что фокус сделан, все-таки, на истории европейских литератур, но, наверное, если бы автор вышел за пределы — было бы слишком много всего.
6. Питер Мендельсунд «Что мы видим, когда читаем»
Книга художника о том, как наше визуальное восприятие и способность видеть в голове картинки работает, когда мы погружены в чтение.
На самом деле, здесь коротко о многом: и о создании словесного портрета и пейзажа, и о кинематографичности текстов, и о визуальных кодах и символах, которые в нашем подсознании запускают весьма определенные ассоциации с чертами характера или эпохами.
Сама по себе книга очень визуальна — портреты, коллажи, фотографии, схемы, карикатуры, особое расположение отдельных слов на странице, контраст черного и белого.
7. Джен Кэмбл «Диковинные диалоги в книжных магазинах»
Вообще, я добавляю сюда эту книгу из большой любви к диалогам о книгах. И еще из любви к автору: Джен ведет свой канал о книгах и творчестве, от которого сквозит такой любовью к миру и чтению, что это не может не вдохновлять.
«Диковинные диалоги» на западе издавались в трех частях, в России — одним томом и крошечным тиражом, зато с дополнительной главой.
Здесь нет снобизма или раздражения, которые могли бы быть, нет — только юмор и наблюдательность (даже если спрашивают «Тысячу лет одиночества»). Тот, кто живет, зарывшись в книги и частенько теряется в лабиринте библиотек и книжных магазинов, однозначно оценит.