11/07/2017, 17:36
Шарлотта Бронте
Есть ряд литературных произведений, о которых очень сложно ничего не знать. Даже если ни одной книги за всю жизнь не открыть, а все уроки литературы в школе проспать, все равно нахватаешься обрывочных сведений о «Ромео и Джульетте», о «Войне и мире», о «Робинзоне Крузо». На мой взгляд, роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» в этом списке тоже будет.
По сей день он остается не только «программным произведением», но и книгой, которой зачитываются и которую искренне любят. Роман многократно экранизировался. Были попытки написать продолжение романа и описать события, предшествующие сюжету Бронте. Великолепная «Ребекка» Дафны Дюморье вдохновлена «Джейн Эйр». Хочется вспомнить «Тринадцатую сказку» Дианы Сеттерфилд, «Дело Джен, или Эйру немилосердия» Джаспера Ффорде, а вообще отсылок к этому роману не сосчитать.
Джейн Остен
Остен – еще одна представительница английской классики.
Самым читаемым романом Остен можно назвать «Гордость и предубеждение», который также многократно переосмыслялся другими писателями и экранизировался, но в список 200 лучших романов по версии BBC вошли также «Эмма» и «Доводы рассудка». Кстати, Шарлотта Бронте в этом списке присутствует только с романом «Джейн Эйр».
Жорж Санд
Аврора Дюпен – настоящее имя писательницы, скрывавшейся под мужским псевдонимом Жорж Санд. Впрочем, в данном случае речевой оборот не вполне уместен: Жорж Санд не очень-то старалась утаить свою личность от читателей. Напротив, она была довольно эпатажной фигурой и запомнилась не только благодаря своему литературному таланту, но и из-за необычного образа жизни.
Но эпатаж эпатажем, а в истории литературы имя Жорж Санд осталось наравне с другими великими классиками. Спустя пару десятилетий после ее смерти литературоведы ставили ее в один ряд с Диккенсом и Гюго.
Харпер Ли
Можно ли причислить автора этой чудесной, трогательной и доброй, но вместе с тем горькой книги к известнейшим писательницам? Думаю, можно. Ведь не зря недавнее издание более раннего романа Ли всполошило весь литературный мир. Ходят слухи, что роман был издан из корыстных побуждений людей, распоряжавшихся делами Харпер Ли, а сама писательница в силу почтенного возраста уже не могла принять осознанное решение. Но разве могла зайти речь о коммерческом успехе старого романа, автора которого никто не помнит?
Агата Кристи
Агату Кристи читатели еще при жизни «короновали», признав королевой детектива. Почти сто лет минуло с тех пор, как был опубликован ее первый роман, жанр за это столетие успел развиться, разветвиться на многочисленные подкатегории, а корона так и осталась у леди Агаты.
Ведь он требует точно описывать всевозможные кровавые преступления, а также нужно четкое логическое мышление, чтобы придумать загадку и изящно ее разрешить. И то, и другое принято считать не женским делом, но с фактами не поспоришь.
Кстати, жизнь писательницы сама по себе напоминает остросюжетный роман, так что я горячо рекомендую ее «Автобиографию». Признаюсь, что считаю эту книгу лучшей в творчестве леди Агаты.
Астрид Линдгрен
Дети всего мира обожают Астрид Линдгрен. Точнее, они обожают Карлсона, который живет на крыше, или храбрую Пеппи Длинныйчулок, или проказника Эмиля, или сыщика Калле, но всех этих чудесных персонажей не было бы без Астрид Линдгрен.
Сельма Лагерлеф
Сельма Лагерлеф — еще одна шведская писательница, которая, правда, сейчас не так уж известна в России, у нас ее читают значительно реже, чем тех же Джейн Остен и Шарлотту Бронте (хотя мультфильм про Нильса, который путешествовал с дикими гусями, знают практически все).
Джоан Роулинг
Пора бы заканчивать статью, а я даже не добралась до наших современниц. Поэтому волевым усилием заканчиваю разговор о классиках. А первой в списке современных известных писательниц, конечно, станет Джоан Роулинг.
Но не в гонорарах соль: многотомная история о Гарри Поттере действительно получилась очень особенной. Хороших детских книг много; детских книг, которые одинаково полюбились как детям, так и взрослым – меньше; книг, которые вырастили целое поколение читателей, мало. Сколько ни вкладывайтесь в рекламу, без особенной магии, присущей лучшей литературе, ничего подобного не получится.
Стэфани Майер и Сьюзен Коллинз
Эти писательницы не работают в соавторстве, но я хочу рассказать о них в паре, чтобы не повторяться. И Майер, и Коллинз стали авторами популярных романов для подростков и определили вектор развития этого сегмента литературы. Сначала вслед за «Сумерками» вспыхнула популярность «вампирской» тематики, а когда читатели немного от нее устали, «Голодные игры» разбудили интерес к подростковым антиутопиям.
Получился ли список исчерпывающим? Конечно же, нет! Если бы я не боялась слишком вам наскучить, то среди классиков вспомнила бы еще о Мэри Шелли и Маргарет Митчелл. Безусловно, заслуживают места в подобной подборке Дафна Дюморье и Колин Маккалоу. Рядом с Астрид Линдгрен должна быть и Туве Янссон. С современными авторами еще сложнее, ведь легкая развлекательная литература сейчас быстро набирает обороты, а более качественным, сложным романам зачастую достается меньше славы. Да и оценить масштабы читательского признания, не имея возможности посмотреть с высоты лет, не так легко. Например, кто более известен: Донна Тартт со своими тремя серьезными, глубокими романами и Пулитцеровской премией или Джоджо Мойес с десятком легких, трогательных романов, без премий, зато с хорошей экранизацией? Можно ли считать очень популярной Гиллиан Флинн, если несколько лет назад благодаря выходу фильма ее мрачные триллеры стали активно читать?
Я бы хотела вспомнить и чудесную сказочницу Диану Уинн Джонс, и многогранную, талантливую Маргарет Этвуд, хотя ее «Рассказ служанки» мне совсем не понравился. Да и русскоязычных авторов не хочется обходить вниманием, пусть они пока и не обрели всемирную популярность. Уж Мариам Петросян и ее уникальный роман «Дом, в котором» только за счет отечественных читателей должны считаться известными, по крайней мере, мне хочется в это верить.
Собственно, что я собиралась сказать: известность автора зависит от его таланта, иногда от удачливости, порой в дело идет и коммерческая раскрутка, хотя за деньги можно купить только очень короткую и локальную известность, если сама книга ничем не может зацепить.