02/09/2017, 17:12
«Слушайте, слушайте и… слушайте.»
Именно так можно сформулировать основной посыл этой статьи в своём наиболее кратком варианте. Но можем переформулировать и в нечто менее однообразное:
Вместо того, чтобы потакать своему эго и нон-стопом вываливать на собеседника информацию о том, куда вы ездили, едете или хотели бы поехать; что читали, читаете или хотели бы прочитать; какие сериалы вы смотрели, смотрите или хотели бы посмотреть — включите активное слушание и активно применяйте описанные ниже советы и книги «Я слышу вас насквозь» Марка Гоулстона — тренера переговорщиков ФБР.
И перед тем, как начнём — небольшой дисклеймер: лучше всего советы из статьи будут применимы в тех ситуациях, когда контакт либо не клеится совсем, либо оборачивается ссорой. Впрочем, отдельные рекомендации можно адаптировать и под более спокойные случаи. Главное — применять.
1. Контролируйте себя
Первое правило — про ваше собственное спокойствие.
Не знаю, существуют ли в природе люди, которые за всю жизнь ни разу не пылали праведным гневом во время какой-нибудь беседы — но знаю, что сам я — тот ещё не такой. Нет-нет, да начинает во мне бурлить агрессия, когда слышу лженаучный факт или оскорбления в сторону друзей (об этом будет в п. 2).
Если с вами такие выбросы тоже случаются, усвойте, что ум и этические принципы должны сохраняться у человека в любой ситуации. Из хороших методик крайне рекомендую практику Осознанности — с ней вы можете ознакомиться через книгу «Как включить осознанность» или скачать приложение по медитации — я, например, сейчас прохожу курс в «Calm».
Ну а если настроя на ознакомление с подобными практиками нет, то вот ещё более простой совет: когда в следующий раз вы сумеете отловить момент стресса, не нужно убеждать себя «Я спокоен, спокоен, всё в порядке, я спокоен».
Иными словами, не нужно заливать водой пылающий в душе пожар — просто посмотрите на пламя. Это как с квантовым миром: наличие наблюдателя изменяет состояние.
2. Поборите искажения
С самоконтролем разобрались, теперь — про контакт с людьми.
Слушая собеседника, мы зачастую искажаем его слова, пропуская через фильтр собственных представлений.
Оставаться нейтральным и взвешенным довольно непросто: на всех нас лежит отметина самых разных характеристик — возраста, пола, национальности, эмоциональности, образования…
Лучший способ справиться с такими искажениями — это разобраться в причинах, по которым люди так себя ведут, и говорят то, что говорят. Здоровье? Работа? Деньги? Страх быть униженным?
Выслушайте человека и постарайтесь понять, почему он ведёт себя так, как ведёт.
3. Ваш собеседник должен ощутить, что вы его чувствуете
Чтобы ваш “оппонент” это понял, воспользуйтесь следующими фразами:
- «Я хочу понять, что ты чувствуешь. Я думаю, это …»
- «Насколько ты [разочарован / напуган]?»
- «Думаю, причина твоего разочарования состоит в том, что…»
- «Объясни, что нужно, чтобы ты почувствовал себя лучше? Что Я могу сделать для этого?»
4. Будьте заинтересованным, а не интересным
Прекрасное воплощение этой методики я наблюдаю у одного моего товарища со звериной фамилией. Назовём его Л.
Свою заинтересованность в собеседнике Л. проявляет так: помня о том, что друзья рассказывали ему раньше, в начале встречи он берёт и задаёт вопрос как раз по этой теме — не важно, работа ли это, здоровье, планы на поездку, или ещё что-то — он отталкивается не от общих фраз, которые мог бы задать любому собеседнику, но от конкретных потребностей и интересов конкретного индивидуума.
Как человек, не раз и не два побывавший “жертвой” такого обращения со стороны Л., могу с уверенностью заявить: методика работает.
Дабы упростить вам задачу, вот несколько вопросов с хорошим потенциалом к раскрытию партнёра по беседе:
- Как вы пришли к этому делу?
- Чего бы вы хотели добиться в своей карьере?
- Кто повлиял на вас особенно сильно?
- Что вам нравится в %username% больше всего?
Итак, давайте подведём итоги.
Чтобы наладить контакт с кем угодно, следует придерживаться следующих правил:
- Успокойте себя.
- Поборите искажения.
- Почувствуйте собеседника.
- Заинтересуйтесь им. Искренне.