Как наладить общение

Давно задумываетесь о прочтении книги по налаживанию общения, но никак не доходят руки? Или наоборот: всё самое интересное — вроде старого доброго Карнеги, уже прочитано — но хочется новой информации?
Наш постоянный автор Михаил Халецкий поднял из архивов свои заметки по книге «Я слышу вас насквозь» и подготовил список из самых действенных советов по установлению контактов с окружающими (в частности — с наиболее проблемными из них).




«Слушайте, слушайте и… слушайте.»

Слушайте собеседника

Именно так можно сформулировать основной посыл этой статьи в своём наиболее кратком варианте. Но можем переформулировать и в нечто менее однообразное:

«Научитесь меньше говорить и больше слушать».

Вместо того, чтобы потакать своему эго и нон-стопом вываливать на собеседника информацию о том, куда вы ездили, едете или хотели бы поехать; что читали, читаете или хотели бы прочитать; какие сериалы вы смотрели, смотрите или хотели бы посмотреть — включите активное слушание и активно применяйте описанные ниже советы и книги «Я слышу вас насквозь» Марка Гоулстона — тренера переговорщиков ФБР.
И перед тем, как начнём — небольшой дисклеймер: лучше всего советы из статьи будут применимы в тех ситуациях, когда контакт либо не клеится совсем, либо оборачивается ссорой. Впрочем, отдельные рекомендации можно адаптировать и под более спокойные случаи. Главное — применять.

1. Контролируйте себя

Контролируйте эмоции

Первое правило — про ваше собственное спокойствие.
Не знаю, существуют ли в природе люди, которые за всю жизнь ни разу не пылали праведным гневом во время какой-нибудь беседы — но знаю, что сам я — тот ещё не такой. Нет-нет, да начинает во мне бурлить агрессия, когда слышу лженаучный факт или оскорбления в сторону друзей (об этом будет в п. 2).
Если с вами такие выбросы тоже случаются, усвойте, что ум и этические принципы должны сохраняться у человека в любой ситуации. Из хороших методик крайне рекомендую практику Осознанности — с ней вы можете ознакомиться через книгу «Как включить осознанность» или скачать приложение по медитации — я, например, сейчас прохожу курс в «Calm».
Ну а если настроя на ознакомление с подобными практиками нет, то вот ещё более простой совет: когда в следующий раз вы сумеете отловить момент стресса, не нужно убеждать себя «Я спокоен, спокоен, всё в порядке, я спокоен».

Вместо этого — признайтесь себе со всей откровенностью: «Вот чёрт! Я зол! Я страшно зол! Да ещё и напуган из-за того, что мой авторитет поставили под сомнение».

Иными словами, не нужно заливать водой пылающий в душе пожар — просто посмотрите на пламя. Это как с квантовым миром: наличие наблюдателя изменяет состояние.



2. Поборите искажения

Искажения слов

С самоконтролем разобрались, теперь — про контакт с людьми.
Слушая собеседника, мы зачастую искажаем его слова, пропуская через фильтр собственных представлений.
Оставаться нейтральным и взвешенным довольно непросто: на всех нас лежит отметина самых разных характеристик — возраста, пола, национальности, эмоциональности, образования…

В зависимости от того, через какую комбинацию фильтров проходит месседж нашего собеседника, финальный сигнал на ресивере (то бишь на нас) оказывается искажён чуть более — или чуть менее.

Лучший способ справиться с такими искажениями — это разобраться в причинах, по которым люди так себя ведут, и говорят то, что говорят. Здоровье? Работа? Деньги? Страх быть униженным?
Выслушайте человека и постарайтесь понять, почему он ведёт себя так, как ведёт.

3. Ваш собеседник должен ощутить, что вы его чувствуете

Чтобы ваш “оппонент” это понял, воспользуйтесь следующими фразами:

  • «Я хочу понять, что ты чувствуешь. Я думаю, это …»
  • «Насколько ты [разочарован / напуган]?»
  • «Думаю, причина твоего разочарования состоит в том, что…»
  • «Объясни, что нужно, чтобы ты почувствовал себя лучше? Что Я могу сделать для этого?»




4. Будьте заинтересованным, а не интересным

Слушайте собеседника

Прекрасное воплощение этой методики я наблюдаю у одного моего товарища со звериной фамилией. Назовём его Л.
Свою заинтересованность в собеседнике Л. проявляет так: помня о том, что друзья рассказывали ему раньше, в начале встречи он берёт и задаёт вопрос как раз по этой теме — не важно, работа ли это, здоровье, планы на поездку, или ещё что-то — он отталкивается не от общих фраз, которые мог бы задать любому собеседнику, но от конкретных потребностей и интересов конкретного индивидуума.
Как человек, не раз и не два побывавший “жертвой” такого обращения со стороны Л., могу с уверенностью заявить: методика работает.

Дополнительно поясним: важно перейти от восприятия беседы как спортивного матча («Так, вот он выиграл очко, он о себе рассказал, теперь — мой черёд отыграться!») и вооружиться метафорой “Игра в детектива”: представьте, что ваша цель — узнать о собеседнике всё, что только возможно.

Дабы упростить вам задачу, вот несколько вопросов с хорошим потенциалом к раскрытию партнёра по беседе:

  • Как вы пришли к этому делу?
  • Чего бы вы хотели добиться в своей карьере?
  • Кто повлиял на вас особенно сильно?
  • Что вам нравится в %username% больше всего?

Итак, давайте подведём итоги.

Чтобы наладить контакт с кем угодно, следует придерживаться следующих правил:

  • Успокойте себя.
  • Поборите искажения.
  • Почувствуйте собеседника.
  • Заинтересуйтесь им. Искренне.
Автор

Автор: Михаил Халецкий

Михаил Халецкий - книжный видеоблогер. Пишет для BeautyRobot о личной эффективности и нон-фикшне в целом. Любит свою жену, обеих кошек и Франца Кафку.