Штампы в литературе

В творчестве, в том числе в литературе всегда есть изобретатели, которые придумывают что-то новое, рискуют, ищут дорогу наугад – и есть те, кто идет уже проложенными тропами и использует старые приемы как детали конструктора. Второй вариант вовсе не плох: и из конструктора можно собрать шедевр.
Но некоторые штампы в современной прозе уже чертовски надоели, настолько они затерты и замусолены. Сегодня я расскажу, от каких клише в литературе хотелось бы избавиться.

Автор: Маша Жем




«Ты избранный!»

Избранные дети

Тема героя, который не такой, как все, очень популярна в подростковой литературе.

Это объясняется особенностями психики подростков: в этом возрасте почти каждый чувствует себя непонятым, зачастую одиноким, весь мир вокруг болит, и эта оторванность и покинутость должна ведь чем-то объясняться.

Почему бы не особенной судьбой? К тому же, если ты особенный, тебя точно заметят и полюбят. Поэтому с героем, который оказывается избранным и уникальным, хотя на первый взгляд подросток как подросток, читателю из целевой аудитории легко ассоциировать себя самого. Все это понятно, но слишком уж много фантастических романов создается именно по этой схеме. Даже попав в группу необычных или в чем-то привилегированных людей, главный герой и среди них оказывается самым-самым уникальным, а это уж совсем смешно. К тому же, порой такие персонажи получаются бесхарактерными и пассивными, поскольку им не нужно преодолевать себя, воспитывать силу воли, упорствовать и бороться.

Секрет успеха – удачно родиться избранным и самым «не таким», тогда все получится, а у остальных – нет, как бы они того ни хотели.

Любовный треугольник

Любовный треугольник в литературе

Вообще-то любовные отношения – одна из вечных тем в литературе, и сложно представить себе человечество, которое перестанет этим интересоваться. Любовь – это часть нашей природы, поэтому любые проблемы и конфликты, связанные с нею, нас остро интересуют. Ситуация, когда одну женщину разрывают чувства к двум мужчинам (или наоборот), тоже понятна читателям и вызывает у них живой отклик.

Проблема в том, что сейчас эта модная тема вводится в сюжет без какого-либо повода и подготовки, и такая попытка оживить историю оказывает обратный эффект.

Писатель изображает оба романтических интереса своего героя или героини, но не углубляется ни в их характеры, ни в мотивацию всех троих, ни тем более в какие-то психологические тонкости их отношений. И получается вместо интересного сюжета безликий литературный штамп, если убрать который, произведение только выиграет.



Мэри Сью и Марти Стю

Это понятие родом из фанфиков, и чаще всего подобные персонажи там и появляются, но и в более серьезных литературных формах встречаются нередко.

Именами Мэри Сью и Марти Стю называют героев, которые до нелепости идеальны: и красивы, и умны, и везучи, все им по плечу.

Не всегда плох роман, герой которого – такая Мэри или Марти. Иногда идеальному-распрекрасному герою достаточно одного милого изъяна, чтобы из сияющего противным светом идеала превратиться в обаятельного везунчика. Но чаще бывает, что автор совсем не старается сделать протагониста своего романа хоть сколько-то интересным, развивающимся и способным на ошибку, а читать про такого доморощенного сверхчеловека попросту неинтересно.

«Люк, я твой отец»

Штампы литературы

Семейные тайны – это тема, которую очень многие читатели выделяют среди своих любимых мотивов в литературе. И я не исключение. Но, как и любой сюжетный оборот, тему семейных тайн можно раскрыть хорошо или плохо.

Если читателя мастерски водят за нос, а когда раскрывается правда, весь предшествующий сюжет вдруг предстает в другом свете, он, читатель, будет только рад и попросит добавки.

Если же ситуация очевидна с самого начала, и только туповатый главный герой не понимает, в чем дело, или если «абсолютно случайно» судьба свела в гастрономе за углом двух разлученных близнецов, которые узнали друг друга по родинке на лбу, читатель потеряет всякое доверие к автору.

Трилогии и не только

Мне кажется, сейчас цикловые произведения стали популярны как никогда. Безусловно, и раньше существовали романы с продолжением, романы, поделенные на тома, сиквелы и приквелы, написанные спустя много лет после выхода оригинала, когда никто уже не ждал, и так далее. Но сейчас в некоторых жанрах литературные серии, в которых запланировано три романа или более, считаются успешнее обычных однотомных произведений с началом и концом под одной обложкой. Поэтому теперь писатели сразу прикидывают, как бы распилить задуманный сюжет на несколько частей, даже когда сюжет того совсем не подразумевает.



Удивительный кот спасает мир

Кот спасает мир

Одна из модных тем в современной литературе – истории разных домашних животных, которые чем-то отличились или просто появились в жизни своего хозяина в самый нужный момент. Как правило, сюжеты достаточно трогательные и интересные, а вот литературная форма, в которую они облечены, не выдерживает критики.

Да и сами истории тянут скорее на статью в газете, а не на роман.

Тем больше скепсиса вызывают полки в магазинах, забитые книгами с фото котиков и собачек на обложках.

Старая сказка на новый лад

Переосмысление давно известных сюжетов – совсем не новая тема в литературе. Более того, так рождаются в том числе и шедевры. Но в настоящее время в литературе любят переливать из пустого в порожнее, и авторы забывают, что при переосмыслении надо бы не повторить старую историю, а вдохнуть в нее новую жизнь, переставить все с ног на голову, добавить от себя гораздо больше, чем взять из общей копилки.

В итоге сюжеты с давно знакомыми сказочными или мифическими сюжетами растут как грибы после дождя. К этой же категории можно отнести новеллизации компьютерных игр и фильмов.

Пожалуй, это все современные литературные клише, которые вызывают отторжение – настолько часто они попадаются на глаза. Собственно, штампов гораздо больше, но далеко не все из них мне не нравятся. Например, действие происходит в маленьком городке – давний штамп, но я готова читать книги про маленькие городки одну за другой. Или детективное клише: главный герой, сыщик-любитель, полюбился читателям, автор продолжает серию об этом герое, и в итоге трупы попадаются ему на пути чаще, чем шишки в еловом лесу. Абсолютно не правдоподобно, но не раздражает при условии, что сами детективы написаны качественно. Не всегда штампы – это зло, порой без них и вовсе не обойтись.

В конце концов, Борхес говорил, что историй вообще всего четыре, и писатели пересказывают их снова и снова. Архетипы – это в определенном смысле тоже штампы, но именно на них строится самая интересная литература.
Автор

Автор: Маша Жем

Маша Жем - замечательный книжный блогер и стример! Ее канал Zhem широко известен в русскоязычном книжном YouTube - комьюнити. Кроме того, Маша - активный автор книжного сообщества LiveLib, ее перу принадлежат более 600 рецензий.